Доктор Кто | Рецензия на сериал, 1-й сезон

Два валлийских продюсера, Рассел Т. Дэвис и Джули Гарнер каждый по отдельности, давно мечтали о возвращении на экраны «Доктора Кто», самого популярного сериала Британии и одного из самых выдающихся персонажей научной фантастики. Дэвис и Гарнер встретились на местном лондонском телевидении и подробно обсудили свою общую мечту. Когда Гарнер устроилась на BBC, она поняла, что пришло время воплощать мечты в реальность. Дэвис по её приглашению присоединился к крупнейшему телеканалу страны и работа над «Доктором» началась.

У сериала с 50-летнейисторией есть, конечно же, своя мифология. Продюсеры старались сохранить максимально возможное количество деталей, чтобы обеспечить преемственность. Другими словами, их задачей было возвращение старой аудитории спустя 15 лет после закрытия сериала, и привлечение новой, избалованной современной фантастикой. Сезон, который должен был быть 25-м,назвали первым.

Конечно, для преемственности важна и личность Доктора с его чудачествами и принципами, и его своевольная ТАРДИС, и извечные враги и верные спутники. Но главная особенность старого сериала, которая бросается в глаза, и которую Дэвис и Гарнер старались подчеркнуть в первой серии сезона — нарочито дешёвые спецэффекты. В 1960-ена телевидении картонные стены и пришельцы, созданные из подручных кастрюль, были нормой. В 2005 году первая серия первого сезона посвящена инопланетным захватчикам, использующим пластиковые манекены для атаки на землю. Это выглядит очень дёшево и очень смешно, как и картонные стены, плохое освещение и замыленность кадра, которую я не видел с 1990-х.В последующих сериях авторы плавно начали переходить к более дорогим спецэффектам, стали по полной использовать компьютерную графику, но именно этот пластиковый треш в прайм-тайм на главном канале Великобритании заставил меня обратить внимание на «новый» сериал. Думаю, что многих он отпугнул, но в общем задел оказался очень удачным — сериал пошёл «на ура», а переход от классического «Доктора» к «Доктору XXI века» прошёл безболезненным.

В отличие от других фантастических сериалов, «Доктор Кто» с самого первого сезона фокусируется не на пришельцах с их чудными идеологиями, и не на сверхъестественном, и даже не на путешествиях во времени, а на людях и человечности. И человечность эта воплощена как раз в самом прекрасном пришельце всех времён и народов — в Докторе. Если кто не знает, Доктор — представитель гуманоидной расы Повелителей Времени (насчёт их первоначального, более скромного названия я не уверен). Его соплеменники сумели открыть технологию путешествий во времени, наделили сами себя способностью регенерировать и Доктор, как единственный выживший из своей расы, предстаёт перед зрителем, как одинокий и бессмертный хранитель Вселенной, путешествующий во времени и пространстве, чтобы защищать слабых, помогать бедным и с туристическими целями. Доктор почему-то очень любит людей — видимо из-за этой своей врождённой человечности. Остальные Повелители времени бывают и жестокими, и алчными. Но восхищение Доктора людьми никак не умаляет восхищение, которое зрители испытывают к Доктору. Его христианско-толстовско-гандийский принцип ненасилия частенько мешает ему спасать планеты и отдельных существ, ведь в фантастике главный герой никогда не отказывает себе в убийстве врагов. Но как именно Доктору удаётся выпутаться из ситуации, не причинив никому вреда, и является главной интригой сериала.

Первый сезон разбит на 12 эпизодов, и некоторые из них иногда попарно складываются в одну историю. Кроме того, на протяжении всех эпизодов Доктор сталкивается с неким загадочным выражением, которое является сюжетной аркой, объединяющей весь сезон. Таким образом, в конце все предыдущие истории объединяются в одну большую проблему, которая, конечно же, угрожает полным уничтожением Земли, но которую Доктору придётся решать. Некоторые персонажи и истории приходят и уходят, а некоторые «пробрасываются» в следующие сезоны. Дэвис создаёт удивительно сложное и захватывающее приключение длиной в несколько лет, и каждый новый зритель может включиться в сериал с любой серии — ему будет и понятно, и интересно.

Из эпизодов особо хотелось бы выделить пару “Пустой ребёнок”/”Доктор танцует«. Вообще «Доктор Кто» на протяжении всей своей истории являлся постоянным номинантом и лауреатом «Хьюго» — главной фантастической премии мира, иногда уступая первенство «Звёздным войнам» или «Стартреку», а иногда и оттесняя их на второй план. Эпизоды первого сезона не стали исключением, и получили заветную награду. В этой серии спецэффекты достигают невиданных для «Доктора» высот — Лондон бомбардируют немецкие эскадрильи, а в воздухе парят защитные аэростаты, на одном из которых беспомощно повисла спутница Доктора Роуз. Её снимает с аэростата капитан Джек и приглашает на свой космический корабль, пришвартованный к Биг-Бену. Они пьют шампанское на крыле звездолёта и флиртуют, а тем временем Доктор расследует историю странного мальчика, который ищет свою маму. Ребёнок постоянно повторяет «Ты моя мама?», его лицо стало противогазом, а каждый, кто прикасается к нему, повторяет его судьбу. В этих эпизодах место нашлось и трудной загадке с непредсказуемым решением, и иллюстрации нравов в Лондоне времён войны, и сильной драматической истории, которая легла на плечи Флоренс Хот, игравшей девочку по имени Нэнси. И, как всегда, Доктор находит наиболее справедливое, верное и человечное решение проблемы, позволяя чувствительным зрителям выплакаться, а бесчувственным восхититься лихо закрученному сюжету.

Кроме того, в первом сезоне нашлось место и критике человеческого общества и человеческих слабостей, глупостей и привычек — авторы показывают доведённую до предела страсть к пластической хирургии в серии «Конец света», странную привычку подчиняться властям, какими бы они ни были в сериях «Пришельцы в Лондоне» и «Третья мировая война», стебутся над карьеризмом и доверием к теленовостям в «Долгой игре», и издеваются над реалити-шоу «Большой брат», передачами «Снимите это немедленно!» и «Слабое звено» в эпизоде «Плохой волк».

«Доктор Кто» с этого первого сезона проявляет себя, как интеллектуальный, но при этом очень эмоциональный сериал. Причём эмоции эти вызываются не переживаниями главных героев или слезодавительными сценами, а трудным моральным выбором, который каждый раз встаёт перед Доктором, его отношениями со своими спутниками, которые восхищены им по умолчанию, и готовы ради него на подвиги, на которые даже сам Доктор неспособен. И так далее — стоит лишь подсесть на «Доктора» и эмоции по поводу каждой серии навсегда остаются с вами.

И уже в самом конце сезона авторы делают классический для сериала финт — Доктор физически умирает и ему нужна регенерация. Это значит, что актёр Кристофер Экклстоун, ставший Девятым Доктором, и отработавший лишь один сезон, передаёт эстафету Дэвиду Теннанту, Десятому Доктору. Хотя Экклстоун был главным героем всего один сезон, он успел наделить его особыми, присущими только Девятому Доктору чертами — рассеянностью, чёрным кожаным плащом, фразой «Фантастика!» и строгим взглядом. Доктор Теннанта будет совсем не такой — всклокоченные волосы, брюки дудочкой и кеды. И это — мой любимый Доктор. Но о нём — в рецензии на второй сезон сериала «Доктор Кто».