Из 1980-х в 1990-е: несколько мыслей о трех фильмах

Я выбрал для пересмотра картины, которые в свое время пользовались популярностью на постсоветском пространстве. При этом в США все они получили “на орехи” от критиков. Только один – “Птичка на проводе” – оказался финансово успешным. Текст не претендует на серьезный анализ или разбор; он скорее об эмоциях.

“Танго и Кэш” (1989)

Режиссер: Андрей Кончаловский

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Курт Рассел, Тери Хэтчер

Детские воспоминания: двое честных полицейских попадают в тюрьму, совершают побег и вершат правосудие. Дааа!

Суровая реальность: я не могу больше смотреть этот бред, пристрелите меня (22 минута).

На разных стадиях над фильмом работали четыре режиссера, однако вся “слава” досталась Кончаловскому, который снял большую часть картины. Основной конфликт – кто из главных героев круче. Здесь даже есть шутка о том, у кого больше, хотя, вы вряд ли захотите это слышать. Бандиты, коррумпированные полицейские, наркоторговцы – это мишура, призванная скрыть правду. А правда заключается в том, что “Танго и Кэш” – плохое бадди-муви, для которого сюжет вторичен. Главное, чтобы герои смотрелись максимально круто. Эффектно стреляли из подошвы ботинка или любовно рассматривали свои фото в газете. Что при этом они будут говорить, как будут себя вести – это, вероятно, никого не интересовало.

Дыры в сценарии поглощают планеты, материю и даже человеческий разум. Подстава, по которой главные герои попадают в тюрьму, написана на коленке и поверить в нее может разве что ребенок. Побочная история о том, что один герой подозревает, что у другого был секс с его сестрой – должна быть смешной, но сделает вас несчастным. Химия между Сталлоне и Расселом слабая. Саундтрек будто бы взят из сборника “Самые заурядные инструментальные хиты 80-х: только унылые синтезаторы и электронные барабаны”. Футуристическое оружие непрактично. Финальный экшн до такой степени абсурден, что кажется будто Роберт Родригес нашел машину времени, сгасал в 1989 год и снял эту шнягу на спор с Тарантино просто смеха ради.

“Танго и Кэш” – практическое пособие о том, как не нужно снимать фильмы.

“Птичка на проводе” (1990)

Режиссер: Джон Бэдэм

В ролях: Мэл Гибсон, Голди Хоун

Детские воспоминания: было весело, романтично и смешно.

Суровая реальность: когда уже будет весело, романтично и смешно?

Поначалу фильм меня здорово разочаровал. Неторопливым темпом, неопределенностью жанра. И взаимодействие между главными героями часть времени оставляет желать лучшего. Однако Мэл Гибсон до такой степени верит в персонажа, что невольно начинаешь проникаться к нему симпатией. Постепенно фильм становится осмысленней и определенней в жанре. Герои Гибсона и Хоун на глазах оттаивают и наконец-то напоминают пару. Не знаю, было ли это задумано изначально, однако действительно было бы странно, если бы после стольких лет разлуки их персонажи сразу же притерлись друг к другу. Поэтому вся неловкость в их отношениях большую часть фильма – оправданна.

Самый же главный сюрприз “Птичка на проводе” оставляет “на десерт”. Легкий комедийный тон сменяется на более серьезный. Вся часть в зоопарке настолько хороша, что даже клишированная концовка не испортила впечатление.

Очень неравномерный фильм, в котором есть как удачные, так и откровенно слабые места.    

“Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо” (1991) 

Режиссер: Саймон Уинсер

В ролях: Дон Джонсон, Микки Рурк

Детские воспоминания: настоящее крутое кино о мужской дружбе.

Суровая реальность: не думай о сценарии; лучше подумай, зачем они решили запихнуть Микки Рурка в эти обтягивающие кожаные штаны.

Лично для меня весь фильм держится на Доне Джонсоне и изоленте, которой его персонаж скрепляет старые сапоги. Персонаж Мальборо прописан лучше, чем его друг Харли. Да и как актер Дон Джонсон выглядит сильнее Микки Рурка. И все же их тандем смотрится небезынтересно.   

“Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо” – китчевый боевик, в котором миньоны злодея ходят в бронеплащах, а лучшие друзья главных героев погибают и о них забывают через минуту. Клиповые съемки в стиле  времени, необязательная обнаженка, всевозможные виды огнестрельного оружия – это фильм 90-х. С другой стороны, создатели картины дружили с чувством юмора. Так, они постебались над “Крепким орешком”: по сюжету в 1996 году уже снят пятый фильм серии с Брюсом Уиллисом. Со сроками не угадали, зато пророчески указали количество частей.

Если нет ностальгических причин любить этот фильм, то он кажется откровенно глупым и его ничего не спасает.