Оно (2015) | Рецензия


Как не уснуть


Жанр ужасов, пожалуй, самый уникальный из всех в современном кинематографе. Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что люди добровольно хотят быть испуганными или чувствовать себя не комфортно во время фильма данного жанра. Вторая уникальность заключается в его видоизменениях. Согласитесь, ведь сложно быть напуганным одной и той же страшилкой или одним и тем же приемом много раз. Да, пару раз можно вздрогнуть от показа отрубленной головы или выскакивающего монстра из-за дерева, но на третий, четвертый и сорок седьмой раз возникает скука, а не страх. Именно по последней причине режиссеры и создатели фильмов в жанре хорорр (ужасов) должны постоянно искать новые идеи, чуть ли не чаще всех остальных в кинематографе. Сначала жанр хорорра был изменен картиной «Психо» Хичкока, где нас научились пугать гнетущей атмосферой и оригинальными операторскими приёмами. Далее началась эра зомби, положенная «Ночью живых мертвецов», где нам пытались показать, что главными монстрами в фильме являются не монстры, а люди. Эволюция продолжилась в «Зловещих мертвецах» от Сэма Рейми, где жанр юмора и хорорра идеально сочетались в нужных пропорциях. Ну и последние значимые изменения были внесены картинами «Монстро», «Репортаж» и «Паранормальное явление», в которых нам начали показывать все происходящее через любительские камеры, полностью отказавшись от стандартных правил съемки полнометражных фильмов.

В 2015 году данный жанр ознаменовался самоповторением старых приёмов и методов напугать зрителя и поисками новой успешной формулы, которая понравится и критикам и зрителям (им особенно, ведь не критики платят деньги за просмотр фильмов). Отличные решения, показанные в фильмах «Хижина в лесу» или «Окулус» не приглянулись последним, поэтому компании решили продолжать поиски формулы и дальше. В этом году на экраны нашей страны вышел новый проект, полюбившийся зарубежным критикам (96 % «свежести» на Rotten Tomatoes). И скажем так, не хочется, что-бы формула, показанная в данном фильме, сработала и стала успешной. Слишком слабой вышла данная картина, имея отличную идею и концепцию.


Кстати, немного про сюжет и идею. Фильм полностью построен и завязан на сексуальных взаимоотношениях персонажей. Начнем с того, что проклятие передается только половым путем, после заражения проклятием новой особы, от старой проклятие отступает до момента убийства последнего зараженного, далее проклятие следует по цепочке до первого инфицированного (пациента 0). От проклятия невозможно избавиться (хотя персонажи даже не пробовали сходить на консультацию к врачу), но «Оно» не может появиться из ниоткуда, так как обладает законами передвижения любой особы (не может проходить сквозь стены, летать, открывать замки с помощью магии). Проклятие невозможно обмануть, невозможно убить или спрятаться в тени. Ну и главное, «Оно» всегда знает, где вы находитесь и всегда следует по вашим следам. Согласитесь, ведь шикарная концепция и идея. Вы уже видите отличный фильм и напряжение в каждом моменте? А вот и нет!




Главной проблемой фильма стоит назвать нелогичность происходящего. Персонажи ведут себя так, как будто за ними гонится не проклятие, убивающее всех зараженных, а официант, которому дали мало чаевых. Они успевают покупаться, переодеться, посмотреть телевизор, погулять ночью по паркам и даже съездить на море (!). Очевидные решения: обратиться к священникам, доктору-венерологу или уехать на другой континент (подумайте сколько времени понадобится проклятию для пересечения Тихого или Атлантического океана?) персонажи даже не пытаются испробовать на практике. Откровенно говоря, ближе к концу ленты исчезает переживание за жизнь главных героев, и появляется желание помочь проклятию поскорее их замочить.. 


Вторая большая проблема — хронометраж. Я обычно не говорю, что все фильмы длиной более 120 минут — затянутые, но данная лента является примером «лишнего» в плане сцен, операторских приёмов или диалогов (даже не смотря на то, что фильм имеет хронометраж всего 100 минут). Про последние хочется написать пару отдельных слов. Мало того, что разговоры между персонажами искусственные и неестественные (просто не веришь в их возможное существование в реальной жизни), так и смысла для фильма они не несут, ровным счетом, никакого. Как пример перескажу одну сцену. После полового акта между героями фильма происходит следующий диалог:


—  Ну как ты себя чувствуешь?

— спрашивает мужчина

—  Нормально! — отвечает девушка смотря в окно

—  Чувствуешь какие то изменения? — безрадостно спрашивает мужчина.

—  Нет…а ты? — без энтузиазма отвечает и сразу спрашивает девушка.

—  И я нет. — без эмоций отвечает мужчина. Далее камера показывает героев на протяжении 10-15 секунд


И вся эта сцена длится приблизительно 2 минуты. И ладно бы данный диалог был единичным — но их десятки. Посмотреть данный фильм — это как прочитать книжку, в которой после каждого слова будет стоять многоточие.


Ну и третий минус, лично для меня — саундтреки. Я не фанат использования синтезатора и стиля музыки 70-80 годов в жанре ужасов. Как мне кажется, такие инструменты и приёмы лучше используются в современном жанре криминальной драмы. А здесь синтезатор приходится всегда не к месту, да и не выполняет свою главную функцию — нагнетать напряжение или акцентировать внимание зрителя на нужном моменте. Здесь он напротив, делает и так медитативный фильм еще спокойнее, что легко переходит в следующую стадию спокойствия — сон зрителя. 


Хочется также отметить отсылку создателей к проблеме незащищенного секса в наше время. Под проклятием можно расценивать какие угодно заболевания смертельного характера (будь то ВИЧ, СПИД или Гепатит С), медлительность передвижения чудища — характером вышеперечисленных заболеваний, а идею неизбежной смерти не смотря на все попытки — отсутствием лекарства от данных заболеваний в наше время. Но это к вопросу о хорошей концепции и идее фильма, а не о его достоинствах как готового продукта киноиндустрии.


В итоге «Оно следует за тобой» является отличным снотворным для людей, страдающих расстройствами сна. Для всех других зрителей данная картина покажется лишь разочарованием от бездарно реализованной отличной идеи. Лучше пересмотрите отличные «Окулус», «Заклятие», «Зловещие мертвецы: книга мертвых» или «Хижина в лесу», нежели тратить время на посредственные фильмы вроде этого.


3 из 10