Спрут 4 (1989) | Рецензия. Телесериал

Спрут 4| La Piovra 4

«Спрут-4» (Телесериал)

(6 серий)

Показ: 5 марта1989 года – 20 марта1989 года.

Жанр: детектив, драма

В главных ролях: Микеле Плачидо, Патриcия Милларде, Ремо Джироне, Симона Каваллари, Клод Риш, Бруно Кремер

Читайте рецензию на «Спрут»

Читайте рецензию на «Спрут-2»

Читайте рецензию на «Спрут-3»

Я писал, что финал «Спрут-2» отлично подходил для завершения истории комиссара Каттани. Создателям удалось найти еще один момент, чтобы эффектно поставить точку.

В «Спрут-4» Коррадо показан тем, кем его запомнили советские зрители – безжалостным борцом с мафией. Никаких отвлекающих моментов, никакой двойственности. Образ Каттани хоть и остается реалистичным, но уже идеализирован. Дальше комиссара можно было разве что канонизировать, поэтому решение сделать «Спрут-4» последним для героя – оправданное.

Каттани служит в Милане. Он почти постоянно под охраной, живет на конспиративной квартире. Комиссар ведет жизнь холостяка, не забывая о бывшей возлюбленной – Джулии Антинари (смотрите рецензию на «Спрут-3»). Ее персонаж выводят из сериала, сообщив о смерти в результате несчастного случая. Каттани в это не верит, подозревая Тано в убийстве. Исходя из характера персонажа Карриди и его реакции на обвинения, я склонен верить в его непричастность к смерти Джулии Антинари. 

Главный герой стал мудрее. Он с большим пониманием относится к другим. Сталкиваясь со своим «двойником» Фроло, он проникается к нему сочувствием. Мафия отобрала у Фроло семью – жену и дочь, из-за мафии он провел много лет в психиатрической клинике, а после стал убийцей. Ради этого человека Коррадо совершает почти невозможное – узнает, что дочь Фроло не погибла и в конце концов находит ее.

Еще один «двойник» комиссара – судья Сильвия Конти. Она решительная, честная и самоуверенная – копия Коррадо времен первой части «Спрута». Мафия находит способ сломать ее, устраивая похищение и изнасилование. Каттани ухаживает за ней,  поддерживает и помогает найти силы жить дальше. У них начинается роман. Также они в тандеме выступают против мафии.

Роль Сильвии Конти исполнила французская актриса Патрисия Милларде. Она умерла 13 апреля 2020 года от сердечной недостаточности. Милларде было 63 года. Роль судьи Конти самая известная в ее карьере. Актриса сыграла еще в 4 мини-сериалах продолжениях: «Спрут-5», «Спрут-6», «Спрут-7», «Спрут-10». Также в ее фильмографии работа в фильме «Бум-2», в сериале «Элен и ребята». 

В отличие от Каттани, большинство основных персонажей изображено противоречиво. Взять хотя бы пару Тано Карриди и Эстер Рази. Он – банкир мафии и жестокий человек. Она – состоятельная молодая женщина, помогающая Коррадо. Несмотря на то, что их брак фиктивный, Тано постепенно влюбляется в Эстер и начинает демонстрировать такие неожиданные качества, как, например, сострадание. Сама же Эстер играет его чувствами, чтобы отомстить за смерть отца. В том, что касается семейных отношений, их роли меняются – добро становится злом и наоборот. При этом Тано виновен в смерти ее отца лишь косвенно. Филиппо Рази покончил с собой не из-за того, что его шантажировали. В свое время этот неподкупный и высокоморальный человек совершил подлость. Его самоубийство основано на чувстве вины и осознании того, к чему его действия привели в конечном итоге.

Интересно показана история пунктирного персонажа, владельца казино Антонио Тиндари. Его убивают уже на первых минутах первой серии. Дальше зритель узнает о связях владельца казино с мафией и причастности к убийству женщины с ребенком. И лишь в самом конце оказывается, что Тиндари с риском для жизни спас девочку. Это не делает его автоматически хорошим, но заставляет иначе взглянуть на персонажа. Такой ход сценаристы используют неоднократно, однако это не выглядит притянутым за уши.

Казалось бы, какие чувства, кроме отвращения и ненависти способен вызвать убийца – Сантуцио Сальери? Но его преданность одному из главарей мафии – Кукольнику, – черт возьми, трогательна. И когда он плечом к плечу с Каттани защищает босса и детей от других убийц мафии, ему тяжело не сопереживать. Тот же Кукольник отказывается превращать один из островов на его родной Сицилии в радиоактивный могильник, что приводит к конфликту с другими боссами. Эти маленькие штрихи усложняют персонажей, однако создатели сериала не настроены на то, чтобы вызывать симпатию к преступникам. Сцена, в которой Сантуцио становится на колени и целует руку Кукольника, а тот треплет его по голове, как верную собаку – чудовищна. Она показывает, что эти люди из другого мира, в котором существует иная мораль. 

Если в предыдущих мини-сериалах каждая серия длилась плюс-минус час, то здесь хронометраж 1 час и 40 минут. Каждая серия – полнометражный фильм.

Технически сериал продолжает совершенствоваться. Операторская работа стала сложнее. Микширование музыкальных тем неожиданно дает результат. Считаю, что введение slow-mo не оправдано, особенно в сцене смерти комиссара. Традиционные проблемы с монтажом частично решены.

Другая хорошая традиция сериала – актерские работы. Это касается и детей, которых, кажется, не просили ничего изобразить на экране и именно поэтому детские образы вышли такими естественными. Ремо Джироне демонстрирует шокирующее перевоплощение из лишенного эмоций злодея Тано в обезумевшего от горя человека, который убил любимую женщину. 

Возвращаясь к сюжету, отдам должное сценаристам. Последняя серия полна зловещих намеков. Например, идущий без остановок на границах европейских стран поезд с радиоактивными отходами. Он символизирует грозную, невидимую силу, которую ничто не остановит. Поэтому когда в конце итальянская полиция все-таки останавливает его, зритель облегченно вздыхает. Преступные планы сорваны, Кукольник дает показания и называет фамилии мафиозных боссов cosa nostra, Тано Карриди арестован. Это похоже на тяжелую победу. 

Последнюю серию смотрели 17 миллионов итальянцев. Для сравнения – в среднем аудитория каждой серии «Спрут-3» составляла 12 миллионов человек. 

В этот момент происходит убийство комиссара Каттани – убийцы расстреливают его на выходе из больницы. Это, безусловно, самый шокирующий момент сериала. Вместе с тем, он позволил сохранить реализм, к которому так стремились сценаристы и режиссеры, работавшие над прошлыми мини-сериалами. 

В реальной жизни в Италии мафия убивала полицейских, судей, журналистов, политиков. Не спасала ни охрана, ни бронированные автомобили, ничего. В сложившихся условиях выжить мог бы только персонаж, наделенный сверхъестественными способностями, а комиссар Коррадо Каттани – всего лишь человек.