Майор Данди (1965) | Блог

Жанр: вестерн

Режиссер: Сэм Пекинпа

В главных ролях: Чарлтон Хестон, Ричард Харрис, Джеймс Коберн, Майкл Андерсон-Младший

Сюжет: 1864 год, в США идет гражданская война. На территории штата Нью-Мексико апачи устраивают резню, уничтожив отряд кавалерии федералов, убив жителей ранчо и похитив трех мальчиков. Майор Эймос Данди, возглавляющий концлагерь для военнопленных, решает собрать отряд и спасти детей.    

Сюжет: 1864 год, в США идет гражданская война. На территории штата Нью-Мексико апачи устраивают резню, уничтожив отряд кавалерии федералов, убив жителей ранчо и похитив трех мальчиков. Майор Эймос Данди, возглавляющий концлагерь для военнопленных, решает собрать отряд и спасти детей.    

В картине «Майор Данди» Сэм Пекинпа как будто наметил для себя темы и векторы на будущее. Здесь появляются актеры, которые впоследствии неоднократно будут сниматься у режиссера: Джеймс Коберн, Уоррен Оутс, Бен Джонсон. В фильме используется одна из любимых тем Пекинпа – герои пересекают американскую границу и отправляются в Мексику. «Дикая банда», «Побег», «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа», «Пэт Гаррет и Билли Кид» –  фильмы режиссера, которых с «Майором Данди» объединяет путешествие в эту страну.  Признаю методичность Пекинпа – он и сам последовал за своими героями, уехав в Мексику и прожив там немало лет. Также во время работы над «Майором Данди» «Кровавый Сэм» много пил, ругался с продюсерами и съемочной группой – еще одна особенность режиссера, которая будет преследовать съемки далеко не одной его картины. Конкретно в этом случае доходило по парадоксов – с одной стороны, актер Чарлтон Хестон угрожал пьяному постановщику саблей, пытаясь угомонить его, с другой – отказывался от гонорара только чтобы сохранить Пекинпа в кресле режиссера. 

Да и во всем остальном «Майор Данди» – характерный фильм Пекинпа: с большим количеством насилия, с пренебрежением к женщинам и, одновременно, многочисленными намеками на постельные сцены, с пьянством и грандиозным праздником в мексиканской деревушке.   

Если вы читали «Моби Дик», то легко заметите, что сюжет вестерна периодически перекликается с романом Мелвилла. Впрочем, параллели настолько тонкие, что стоит лишь поблагодарить сценаристов: Гарри Джулиана Флика, Оскара Сола и Сэма Пекинпа. Их работа – прекрасный пример того, как вплести в сюжет чужую идею, не скатываясь в плагиат или подражание.

Майор Данди собирает свою «грязную дюжину», своих «бесславных ублюдков» из солдат федералов, пленных конфедератов, бывших чернокожих рабов, индейцев, пьяниц и конокрадов. Для полноты картины присутствует священник.     

Пекинпа удалось справиться с главными героями: они хорошо прописаны, им выделено достаточно времени для раскрытия, в конце концов, они отлично отыграны актерами Чарлтон Хестоном и Ричардом Харрисом.

Профессиональные военные майор «северян» Данди (Хестон) и капитан «южан» Тайрин (Харрис) противопоставлены друг другу. Первый – честолюбивый карьерист, второй – весельчак и авантюрист. Раньше они были друзьями и служили вместе, но Тайрин на дуэли убил офицера, а Данди был членом трибунала. Один не прощает предательство дружбы, другой – предательство страны и переход на сторону конфедератов.

Майора Данди интересует только одно – уничтожение апачей и их вождя. Ради этого он ведет своих людей на чужую территорию, где им предстоят стычки с индейцами и французскими уланами. Эта почти безумная одержимость уничтожением индейцев – даже когда мальчики уже спасены – роднит Данди с капитаном Ахавом. И все же у этих персонажей разные истории.

За так подробно прописанными главными героями легко было потерять второстепенных персонажей, но этого не случилось. Пекинпа уделяет внимание даже, казалось бы, не особо нужным действующим лицам. Тем не менее, парой-тройкой штрихов он превращает потенциальных статистов в полноценных участников фильма. Они запоминаются. К тому же в отряде царит напряженная атмосфера – было бы странно, если бы конфедераты нашли общий язык с чернокожими солдатами «северян». Второстепенные персонажи раскрываются через конфликтные или юмористические ситуации.   

Мне понравились операторская работа, монтаж и постановка. В фильме хватает долгих, почти театральных пауз – это хорошо подчеркивает действие. О количестве и качестве боевых сцен нет смысла подробно говорить – Пекинпа сделал себе на них имя. «Майор Данди» – образец хорошего вестерна. Немного тяжеловесный, но, в первую очередь, увлекательный фильм.