Фильм Олега Сенцова и Ахтема Сейтаблаева “Номери” заявление, а не явление.

Режиссер: Олег Сенцов, Ахтем Сейтаблаев

В ролях: Александр Ярема, Ирина Мак, Виктор Жданов, Лорена Колибабчук, Денис Роднянский, Елена Узлюк, Евгений Черников, Агата Ларионова, Александр Бегма, Мария Смолякова, Максим Девизоров, Виктор Андриенко

«Номери» — повнометражний художній фільм, що був створений за однойменною п’єсою Олега Сенцова. Це розповідь про ув’язнене суспільство, яке намагається побороти свої страхи та отримати свободу. У світі Номерів все підпорядковується суворій системі й верховному правителю — Нулю. Десять героїв вже звикли бігти по колу  робити все відповідно до книги Правил. У них немає можливості вибирати, як жити й кого любити. Але життя змінюється з появою нового жителя, якому не відомі чинні закони. Це руйнує спокій пасивної влади. Раптово непохитна віра Номерів розколюється на шматки. Вони хочуть самостійно вирішувати свою долю, отримати імена і створити новий світ, де будуть панувати їх закони. Номери відмовляються від старої системи, але чи буде нова краща за попередню?

100 слов о фильме

“Номери” не стали в моем понимании фильмом. Это версия постановки для киноэкранов.  Да, в работе есть средние, крупные планы, которые не так важны на театральной сцене, но не делают из видео полноценного прокатного фильма. Нарочитая театральность сильно мешает воспринимать действие. Я то и дело ловил себя на двоякости восприятия. Для театра не считывается энергия актеров, а для кино явное переигрывание. 

Несоответствия продолжаются и в поднятых темах. Заявляют о глубоких вопросах, над которыми бьются десятилетиями интеллектуалы всего мира. Вот только решения персонажей похожи на кухонные, принятые в алкогольном угаре и ни на миллиметр более. 

Так или иначе, “Номери” заявление, а не явление. 

О забытом прошлом 

Как только появились сообщения об экранизации пьесы “Номери”, я подумал, что это возрождение советского опыта – телепостановки. Украинское телепространство не заинтересовано в таком контенте, но, как кино, это вполне допустимо. Многие телеспектакли зрители не отличают от обычного кино. Тут вам “Ищите женщину”, “На дне” и даже “Обыкновенная история”. Простите, испорчен я взрослением в Крыму и преобладанием там российских телеканалов до 1996 года. 

На украинском поприще открытием стал телеспектакль по пьесе главного украинского “кинопроизводителя” Ивана Карпенко-Карого “Мартин Боруля” (см. на Ютуб). Спектакль не потерял составляющих и прекрасно смотрится современным зрителем. 

Подход режиссера Алексея Швачко позволяет преодолеть огромную пропасть между театром и кино. Его стоило бы взять на вооружение Ахтему Сейтаблаеву и Олегу Сенцову. 

В современной истории подобный путь практически выбрал фильм “Брама”. Портят впечатление наивные спецэффекты и желание грандиозного завершения. В чистой форме сработало бы. 

Смелое заявление: Киноспектакль – путь к вершинам в украинском кинематографе. 

Идеи должны воплощаться

Фильм “Номери” проигрывает самому себе. Рассказы о странностях кинопроцесса, о событиях в жизни Олега Сенцова — намного интереснее, чем действие на экране. Этот фильм появился не зря. Кроме всех социальных вопросов у него есть и другие плюсы. Кино стало примером, что реализовать идеи важнее привычных эффектов.  Идеи должны воплощаться. 

Надеюсь “Номери”, “Брама” – это не единичные явления. Фильмы-спектакли – один из путей современного украинского режиссера.