Роксана | Рецензия #ОМКФ

Сюжет: Через двадцать лет после румынской революции Тави Ионеску, хороший, но достаточно незрелый мужчина под 40, узнает из документов Секуритате (Румынская тайная полиция), что он, возможно, имеет сына, о существовании которого не знал. Начав свое собственное секретное расследование, Тави оказывается в круговороте событий прошлого, которые только сейчас раскрывают страшные истины, перевернувшие вверх дном его жизнь и жизнь его близких. Впервые в своей жизни Тави вынужден принимать действительно зрелые решения.

Твит рецензия: Румыния не воюет с Голливудом, она сосредоточена на здесь и сейчас. В итоге, побеждает.

Румынское кино продолжает свое наступление на международных фестивалях. В очередной раз подтверждая постулат, что нужно идти своим путем, а не пытаться найти оружие для борьбы с неизвестным врагом. Возможно, румыны делают кино без современных художественных изысков, но оно выходит на порядок глубже и честнее.

«Роксана» могла бы стать простым «байраковским» (телевизионным) фильмов на территории Украины или России. Все же, сюжет к этому располагает. Но румынские кинематографисты умеют рассказать обычную историю по-особому. С их помощью фильм из простой семейной драмы из женского бульварного чтива превращается в уникальный сюжет о судьбе страны.

Через весь фильм проходит ощущение потери молодости, надежд. Личное накладывается и на понимание утраты прекрасного будущего страны после революционных событий. Потери огромные и боль никак не проходит.

Красной линией через фильм проходят еще две темы. Фоновые, на заднем плане, но не менее важные.

Одна из них будет понятна лишь странам с системой доносов, сейчас или в недавнем прошлом. Доносчиков боялись, называли предателями и при раскрытие выгоняли из своего круга общения. Существовавшая система позволила разыграться множеству шекспировских трагедий. Пришла современность и интернет-социализация. Теперь членом Секуритате может стать каждый. Только добавься в друзья на фейсбуке. Очень тонкая грань между доносчиками, следствием и внимательным изучением профиля заинтересовавшей личности. Так ли были страшны доносчики — информаторы?

Вторая тема — это проблема коммуникаций. Она вышла на новый уровень. Через профиль в сети все знают о твоих приключениях, но внутренний мир, эмоциональный фон скрыт и может привести к трагедия. Избежать их можно лишь просто поговорив. Авторы фильма почти прямым текстом сказали, что ничего страшного не произойдет, если поговорить и рассказать тайны. Мир останется на месте, а участники беседы смогут двигаться дальше. Они обязательно найдут свой путь.

Внешние и внутренние составляющие фильма «Роксана» раскрываются простыми методами, привычными для Румынии. Статичный средний план, полувосьмерки, музыка только при наличии источника — приемы простые, но умение их использовать — очень ценное явление.