Бостонский душитель (1968) | Мнение

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Ричард Флейшер

В ролях: Тони Кертис, Генри Фонда, Джордж Кеннеди

Сюжет: В Бостоне происходит серия убийств женщин. Полиция пытается вычислить серийного убийцу и насильника.

Для многих художественных фильмов на основе реальных событий существует одна большая проблема – те самые реальные события. Например, уже есть готовая неординарная история, но режиссер решает, что этого недостаточно и добавляет драмы с трагедией. Присутствует полноценный герой или антигерой, но его зачем-то решают показать более глубоким, загадочным, неоднозначным, чем на самом деле. Нечто подобное произошло и с “Бостонским душителем”. Эти события решили творчески осмыслить, за что справедливо получили критику, которая остается актуальной по сей день.   

С 1962 по 1964 год жертвами серийного убийцы по прозвищу Бостонский Душитель стали 13 женщин. Спустя четыре года после его ареста вышел художественный фильм режиссера Ричарда Флейшера. Причем картина была снята не просто на основе событий, а по мотивам книги.

Первая половина фильма совершенно непохожа на современные фильмы и сериалы о серийных убийцах. И это большой плюс картины. Да что там – глоток свежего воздуха. 

Технические решения в “Бостонском душителе” смотрятся непривычно. Режиссер многократно использует технику полиэкрана и поначалу это легко сбивает с толку.

Следить за пятью или шестью экранами, на которых происходят действия – непросто. Однако операторская работа и почти чрезмерное использование разделенного экрана создают необходимую напряженную атмосферу. Плюс ко всему в первой половине фильме нет лирических отступлений на тему личной жизни главных или второстепенных героев. Есть только убийства, жертвы и монотонная работа полиции. Повествовательные средства минимальны и все же их достаточно для понимания сути происходящего. Идеально.

А вот ко второй половине фильма есть вопросы. В ней происходит переход от общего к частному и перед зрителем наконец-то предстает убийца. Смотрится все по-прежнему интересно, однако ближе к концу становится ясна ошибка режиссера. Не понятно, по каким причинам Бостонскому Душителю дорисовывают раздвоение личности. В реальной жизни его защита в суде пыталась добиться признания невменяемости, но создатели фильма пошли дальше. Если бы речь шла о некоем выдуманном убийце – это было бы приемлемо. Но когда спустя четыре года после серии жестоких убийств снимают фильм, в котором реальный серийный убийца показан несчастным больным человеком – это выглядело неэтично и неуважительно к жертвам и их родственникам. Да и до сих пор так выглядит.

При этом, например, трудно предъявлять какие-либо претензии Тони Кертису. Он убедительно сыграл и был номинирован на “Золотой глобус”. Вопрос остается только к Ричарду Флейшеру: откуда взялась мысль, что реальной истории чего-то не хватает? Если бы режиссер довольствовался фактами и держался повествовательной линии первой половины картины, вышел бы шедевр.