Переправа (2014) | рецензия


Твит рецензия : редкая попытка хорошего эпического кино. Еще более редкая попытка объять необъятное. Удивительно — всё это работает на зрителя 


Сюжет: В центре повествования три пары, чьи судьбы драматически связаны с событиями, которые разворачиваются на фоне военных действий. Фильм основан на реальной трагедии потопления корабля «Тайпин», произошедшей в 1949 году и унесшей жизни более 1500 пассажиров и экипажа.


Периодически рождаются произведения искусства, отображающие всю сложность исторических и социальных происшествий. Обычно они имеют громоздкий вид. Если в форме книги, то сразу 5 томов по 800 страниц. Если в форме картины, то так, чтобы нельзя было рассмотреть все с близкого расстояния. Каждый раз такие вещи обращаются не к великим мира сего, а к обычным личностям. Маленькие люди, или попавшие в жернова истории большие, мало влияют на происходящие процессы. Через них правда о произошедшем все же достовернее, откровение. 


Джон Ву снял не просто эпической кино про войну, трагедию или историческое событие. Он попытался показать неоднозначность произошедшего, он не выносил оценку, он скорее удивлялся поворотам шестерней истории. В первой части «Переправы» Ву пытается разобраться, как народ преодолев внешнего врага, совершенно не справляется с внутренним, а также с самим собой. 


Очень интересен и выбор героев для повествования. Авторы стараются показать события, пусть и вечно перемешивающиеся между собой, с точки зрения разных слоев общества, гендерного взгляда. Даже решение практически не показывать в кадре коммунистических характеров несет большой смысл. Кино, прежде всего, об эпохе, узловом событии, а не очередной гимн великой китайской революции. Это, скорее, обращение к человеку и человечности. Джон Ву в своем фильме громко заявляет о человечности отдельной личности. Каждый его герой, не смотря на жизненные обстоятельства, остается человеком гуманным, ценящим свое и чужое достоинство. В фильме никто не теряет лица, даже опускаясь на самые низкие ступени социума. 



При всей своей красоте, интересном посыле, замечательным мыслям, фильм сложен для европейского зрителя. Начнем с азиатского триде. У меня ещё пару часов болела голова и не фокусировались глаза. Мне было достаточно сложно узнавать действующие лица, сложно различать лицевые нюансы у азиатов. Ко всему этому необходимо и понимать исторический контекст: кто с кем воюет; почему тот или иной персонаж носит такую одежду; почему ведутся столь странные разговоры. Не стоит забывать про азиатскую сложность, увлеченность моментом. Отношения очень приторные, а любовные моменты сверхпоэтичны. Так и с другими проявлениями чувств и действий. Меня это периодически раздражало. Даже, если все было очень красиво и ярко изображено. 


«Переправа» Часть первая — фильм, позволяющий больше узнать о народе Китая, об исторических и социальных аспектах прошлого, лучше понять китайское настоящие. Джон Ву пытается раскрыть важную эпоху через личности и создаёт нечто отдаленно напоминающее «Войну и мир». Вторая часть фильма, судя по анонсу, будет другой, ближе к творчеству автору и популярному трагическому кино.