Тор | Рецензия

Народным молотом по Шекспиру

Что это: очередной комикс.

На что похоже: на «Человека-паука» в постановке Станислава Говорухина.

Зачем смотреть: если на «Форсаж 5» идти совсем не хочется, а очередь в кассу уже занята.

Кеннет Брана– личность довольно интересная. Подобно Майклу Хоффману, фанатеющему от Льва Толстого, и известного по его экранизациям произведений русского писателя, Брана знаменит своей многолетней любовью к Уильяму Шекспиру. Его киноверсии пьес классика всегда сняты за скромные деньги, очень прямолинейно и привычно. Кстати, школьникам, проходящим по программе Шекспира, советую посмотреть – пару часов и «Отелло» считайте, что прочитан. Такую любовь к светлому и прекрасному в наш век зомбей и вампиров не уважать нельзя. Правда, в 1994 году Брана поставил «Франкенштейна», и это лучший Франкенштейн, из виденных мною, но то было 17 лет назад.

Итак, вот он – типичный британский консерватор в кино. Когда появилась новость, что именно Брана поставит «Тора» по персонажам одноимённого комикса, я начал коситься на календарь – не первое ли там апреля? Такой необычный шаг с его стороны мог быть продиктован желанием разнообразить свою работу, попробовать новый жанр, показать этим малолетним кинокомиксоделам, что снимать подобное может любой мало-мальски грамотный режиссёр. Любой фельдфебель может стать учителем, в конце концов, но не наоборот. Попробуй-ка теперь ты, товарищ Бекмамбетов, поставить «Гамлета»! С Браной всё более или менее понятно. Однако, почему продюсеры и студия Marvelсогласились с его кандидатурой, понять сложнее. Ведь первая попытка Браны поиграть в экшн – «Дикий дикий Запад» оказалась, как минимум, провальной.

С самых первых минут «Тора» возникает стойкое ощущение уже виденного. От поворотов головы Одина до траекторий разлёта тел синих человечков – всё сделано по учебнику «Начинающим экранизаторам комиксов» 1978 года. Старательно, ровненько, но до ужаса банально. В редкие минуты драматичных диалогов Брана вспоминает любимого Вильяма нашего Шекспира, и норвежские боги принимают театральные позы. В экшн-эпизодах видна искренность и наивность 15-летнего мальчика, который записал в тетрадку самые крутые приёмчики Брюса Уиллисаи ракурсы из первого «Супермена», и каким-то чудом получил многомиллионный бюджет на съёмки фильма своей мечты. В комедийных сценах Брана вообще теряется и шутки, задуманные сценаристом, выглядят как минимум неудачно, а то и вовсе неуместно.

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

Если возвратиться к школьной тематике, то Брана оказался в «Торе» хорошистом. Таким, которому и меньше поставить не можешь – всё ведь правильно, по учебнику сделано – но при этом без капли оригинального мышления, и таким занудным, с таким ровным почерком, с настолько полными конспектами, что аж тошно становится от такой правильности, и с особым рвением ищешь, к чему бы придраться.

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

Придираться, в общем-то, есть к чему – совершенно необязательной кажется вся четвёрка приятелей Тора, их мог бы заменить собирательный образ лучшего друга. Не менее лишней выглядит соратница героини Натали Портман– она должна была бы быть источником шуток, но не стала – о юморе я писал выше. Идиотским выглядит пейзаж Асгарда – какой-то симбиоз Токио и Дубаи. В «Как приручить дракона», например, скандинавский дух намного лучше передан. Да и вообще – божественность в «Торе» сильно хромает. Боги жрут и пьют, их можно ранить и даже убить, хотя они бессмертны. Интерьеры и быт богов совершенно человеческие, что порождает вопрос – а кто это всё строил, кто выращивает виноград и чистит трубы? Потому что вокруг дворца Одина есть только пара бутафорских сараев и мостик к калитке, называемой Би-Фрост. Причём мостик явно заимствован из «Мио, мой Мио». Весь Асгард целиком умещается на блюдце размером с площадь Ленина и висит в межзвёздном пространстве. Мир их синих соперников является, по сути, точно таким же блюдцем, только с арктическим климатом. Зачем эти боги так рвутся к власти над двумя деревнями, мне до сих пор непонятно.

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

Люди, похожие на фбровцев, называющие себя «Щит», а по сути – обычные сбушники, появились максимально пошло – возле кратера, куда упал молот Тора, появляется чёрная машина, в кадре – нижний край открывающейся двери, откуда появляется нога в чёрном ботинке. В тысяче фильмов так появлялся сбушник, и чем дальше, тем пошлее была эта сцена. Сегодня она перешла в разряд тупых шаблонов и используется исключительно в трэше и стёбе, типа недавнего «Пола» или «Солидного Господа для солидных господ» в «Поколении П». Но Брана на полном серьёзе и именно так выпускает на экран Колсона и его братву. Правда, справедливости ради, сцена с изъятием научных исследований была хороша – товарищи из спецслужб выглядели такими тупыми и мерзкими мудаками, что моя вера в ненасилие на секунду пошатнулась – уж очень просили их сверхсекретные физиономии кирпича. Но и там возникла пара вопросов, и впечатление оказалось испорченным – какими исследованиями занималась учёная Портман? Что это за секретные разработки, всё содержание которых оказалось в потрепанном блокноте?

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

И самый главный вопрос «Тора» – какого там делал Джереми Реннер? Если выбросить его «луковую сцену», ничего не изменится. Возникает ощущение, что её сняли уже спустя месяц после всего фильма, и просто вставили ради того, чтобы имя Джереми Реннера можно было вписать в постер.

Вот такой вот он, союз «Тора» и Браны. Такая же примерно херня получается, если попросить Иосифа Кобзона почитать рэп. Есть у него песни, которые лучше любой известной сегодня хип-хоп композиции, но это не значит, что Кобзон будет силён в таком «низком» жанре. Чтобы снимать комикс, нужно быть молодым. Нужно понимать ту меру банальности, за которой кончается героическое кино, и начинается стёб. То, что хорошо в «Пипце», «Тёмному рыцарю» плохо. А Брана снимал именно «Пипца», только на полном серьёзе. Отчего «Тор» выглядит комедией с неуместными спецэффектами. Которые, кстати, не ахти. Особенно центральный поединок с ходячим утюгом – он совершенно бессмысленно жёг машины, от чего те почему-то летали, а потом скопировал сцену из «Терминатора 2», где и одноимённая железяка и её жидкий соперник протаскивали сквозь себя длинные железные штыри.

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

Крис Хемсворт, от харизмы которого зависело многое, ожидания оправдал – деревянная игра, плоский характер, неуместные эмоциональные выбросы. Чем больше я смотрю на современных кинокачков, тем больше верю в то, что Вин Дизель– хороший актёр. Я уже не говорю о Сильвестре Сталлоне, который кажется на этом общем фоне Лоуренсом Оливье.

Натали Портмани Энтони Хопкинсудолжно быть стыдно. Причём, если Хопкинс просто балуется на пенсии, да и роль у него была бога-отца, суровая и пафосная, где идиотом выглядеть сложно, то Портман в этом году – королева Голливуда, причём совершенно заслуженно, и ей участвовать в таком кружке народной самодеятельности совсем не к лицу. А вот Том Хиддлстон, игравший Локи, выглядел совсем неплохо. Хотя, толку-то…

фантастика,приключения,боевик,Роуз Бирн,Драма,Джейсон Флеминг,Триллер,X-Men,Дженнифер Лоуренс,Мэттью Вон

Вердикт: ничем не выдающийся комикс.